Меня очень сильно радует сама по себе новость о том, что количество садов, закладываемых в России, увеличивается с каждым годом. Однако, как всегда, дьявол кроется в мелочах. К моему большому удивлению, оказалось, что агрономы предпочитают закладывать сады, преимущественно, с иностранными сортами яблок.

Один из специалистов дословно мне сказал следующее: «Требование торговых сетей и крупных оптовых компаний заключается в том, чтобы яблоко было красивым, определенного, как все его называют, «школьного» размера: небольшое, массой 100–120 г, удобное для перекуса во время перемены. Так очень важно, чтобы яблоко не портилось при долгом хранении на складе».

На мою ремарку о том, что подобные сорта зачастую обладают очень посредственным вкусом, ответ был такой: «Наша задача, как производителя, зарабатывать деньги. Мы можем сделать это, продавая свежее яблоко крупным компаниям, а они готовы брать только красивый долгохранящийся фрукт. Какое оно будет на вкус, их совершенно не интересует. Они ведь тоже зарабатывают деньги, а не занимаются развитием гастрономических вкусов у покупателей. Никому не интересно давать людям вкусный продукт, но с которым очень много мороки. В нашем случае: никому не интересно заниматься яблоком со сроком годности 2–3 месяца».

Для приготовления пастилы мы используем разные российские сорта яблок: «Богатырь», «Орловский синап», «Антоновка», «Пипин» и многие другие. Получается, если дело будет развиваться таким же образом, то лет через 10–15 у нас, в центральной полосе, практически не останется промышленных садов, выращивающих такие яблоки. Новые сады с этими сортами не закладываются, а всё, что сейчас мы можем купить (в том числе в магазинах), приходит к нам уже от старых садов, которые через некоторое время перестанут давать серьезные урожаи. Конечно, в отдельных садах яблони еще будут жить, но мне как производителю это никак не поможет. Скупать яблоки у частных лиц – очень сложная задача, которая многократно увеличит себестоимость выпускаемой продукции.